История возникновения Завода по ремонту электротехнического оборудования (далее – Завод РЭТО) тесно связана с предвоенным индустриальным подъемом нашей страны. Электрификация страны в эти годы – приоритетная государственная задача. Еще в далеком 1920-году по предложению В. И. Ленина был составлен первый план электрификации. По этому плану за 10—15 лет намечалось построить 30 электростанций общей мощностью 1,75 млн. кВт. В разработке плана активно участвовали московские энергетики. Согласно плану, за 10-15 лет объем мощности московской энергосистемы намечалось увеличить почти в четыре раза. Установленная мощность должна была возрасти с 93 до 340 тыс. кВт. Таким образом, возникла потребность в ремонтных мастерских, которые бы обслуживали высоковольтные сети Мосэнерго. Появились Центральные трансформаторные ремонтные мастерские (ЦТРМ) и Центральные электромеханические мастерские (ЦЭММ). Эти мастерские и стали базой для создания будущего Завода РЭТО.
Коллектив мастерских в годы Великой Отечественной Войны проделал огромную работу по выполнению специальных заказов для нужд обороны и принимал активное участие по восстановлению электрохозяйства в освобожденных от оккупантов районах.
В 1958 году было принято решение об объединении трансформаторных и электромеханических мастерских в ремонтно-электромеханический цех Дирекции высоковольтных воздушных линий.
А уже 14 февраля 1959 было подписано распоряжение Московского городского совета народного хозяйства о преобразовании Ремонтно-электромеханического цеха Дирекции высоковольтных воздушных линий в Завод по ремонту электротехнического оборудования.
С первых дней своего существования завод занимался внедрением новой техники. Особое место среди этих работ занимает усиление масляных и воздушных выключателей с целью увеличения их отключающей способности. Работы эти были начаты в 50-е годы, проводились по разработкам МЭИ, ВНИИЭ, завода «Уралэлектроаппарат», СКТБ ВКТ «Мосэнерго». Одновременно проводились работы по увеличению номинальной мощности трансформаторов, повышению их динамической устойчивости. Осуществлен комплекс работ по повышению надежности работы синхронных компенсаторов.
В двух производственных корпусах был выполнен монтаж основного технологического, грузоподъемного и испытательного оборудования, на базе которого завод приступил к ремонту трансформаторов со сменой обмоток мощностью до 80000 кВА напряжением 110 кВ.В 1965 году были присоединены Рузские электромеханические мастерские, осуществляющие ремонт трансформаторов и электродвигателей для сельских электрических сетей. Первая очередь строительства завода была завершена в начале 60-х годов. Был выполнен монтаж основного технологического и грузоподъемного оборудования. В последующие годы постоянно проводились работы по освоению новых производственных площадей.
В первые годы деятельности завод имел всего два вида выездного ремонта: ремонт трансформаторов и синхронных компенсаторов.
В 60-70-е гг. в Мосэнерго велось строительство подстанций 220 и 500 кВ, вводилось большое количество синхронных компенсаторов с водородным охлаждением мощностью от 37,5 до 100 МВА. Завод принимал самое активное участие в монтаже, а затем в техническом обслуживании и ремонте этих машин. В эти же годы осуществляется ввод подстанций, оснащенных воздушными выключателями 110, 220 и 500 кВ, и на заводе появляются новые выездные бригады по ремонту воздушных выключателей и ремонту компрессоров высокого давления.
Завод РЭТО впервые в энергетической отрасли в больших масштабах внедрил централизованный ремонт оборудования на предприятиях системы Мосэнерго. При выполнении централизованного ремонта завод обеспечивает:
1. Ремонт основного и вспомогательного оборудования,
2. Организацию перевозок тяжеловесных грузов,
3. Обеспечение материалами и запасными частями, в том числе изготовление нестандартных запасных частей,
4. Доставку на место работ персонала, материалов, инструмента и приспособлений,
5. Испытание и наладку оборудования.
На Заводе РЭТО создан производственный участок, перед которым поставлена задача разработки и постановки на серийное производство новых типов электрозащитных средств для нужд электросетевого комплекса, расширения номенклатуры, модернизации выпускаемой продукции.
До 2004 года Завод РЭТО находился в составе ОАО «Мосэнерго». В результате реорганизации ОАО «Мосэнерго», с апреля 2005 года, Завод РЭТО становится филиалом ОАО «Московская объединенная электросетевая компания».
С 1 января 2008 года завод РЭТО преобразован в открытое акционерное общество ОАО «Завод РЭТО» и становится дочерним предприятием ПАО «МОЭСК».
Завод РЭТО активно развивает новые направления деятельности: полный комплекс работ по реконструкции действующих подстанций с увеличением мощности трансформаторов, техническое освидетельствование силовых трансформаторов, проектные и строительно-монтажные работы.
В 2002 г. на заводе введен в эксплуатацию новый производственный комплекс, оснащенный современным технологическим и испытательным оборудованием, позволяющий принимать в капитальный ремонт со сменой обмоток и изоляции трансформаторы мощностью до 250 МВА и напряжением до 220 кВ включительно.
С февраля 2010 года завод является членом саморегулируемых организаций НП «ЭНЕРГОСТРОЙ» и НП «ЭНЕРГОПРОЕКТ».
Основным видом деятельности Общества остается ремонт (аварийно-восстановительный, капитальный, текущий) силовых масляных трансформаторов различного напряжения в г. Москве и Московской области для филиалов ПАО «МОЭСК» и других заказчиков. В текущем периоде был освоен ремонт высоковольтных масляных выключателей напряжением 110 кВ. При активной поддержке ПАО «МОЭСК» на ОАО «Завод РЭТО» создана служба по ремонту и обслуживанию устройств релейной защиты и автоматики, что является принципиально новым сегментом работы.
Сотрудничая в рамках основной деятельности с компаниями Москвы и Московской области, а также с предприятиями других регионов, ОАО «Завод РЭТО» обеспечило налаживание технического сотрудничества с ОАО «Российские сети», ПАО «ФСК ЕЭС», ПАО «МРСК Центра», ПАО «МРСК Центра и Приволжья».
Проведена работа по возобновлению ОАО «Завод РЭТО» перевозок крупногабаритного оборудования, что значительно увеличило объём работ по перевозкам, выполняемым собственными силами без привлечения субподрядных организаций.
Перед заводом поставлена задача на выполнение работ по техническому обслуживанию устройств релейной защиты и автоматики (РЗиА) на подстанциях ПАО «МОЭСК». В объем работ входят восстановление и профилактический контроль аппаратуры микропроцессорных защит с целью выявления и устранения эксплуатационных отказов и восстановления работоспособности устройств.
Завод, наряду с ремонтом, изготавливает запасные части, приспособления и устройства для ремонтно-эксплуатационных работ в электроустановках, электрозащитные средства.
Налажена работа по техническому обслуживанию устройств релейной защиты и автоматики (РЗиА) на подстанциях ПАО «МОЭСК». В объем работ входят восстановление и профилактический контроль аппаратуры микропроцессорных защит с целью выявления и устранения эксплуатационных отказов и восстановления работоспособности устройств.
В 2014 году ОАО «Завод РЭТО» выходит на сторонний рынок по оказанию услуг в области ремонта высоковольтного электротехнического оборудования. В частности, было осуществлено:
- выполнение комплекса аварийно-восстановительных работ по замене поврежденного трансформатора ТДТНГ-20000/110, доставке и монтажу резервного силового трансформатора ТДТН-25000/110 на ПС «Яхрома» ФГУП «Канал им. Москвы»;
- выполнение работ по капитальному ремонту силовых масляных трансформаторов напряжением 110-750 кВ на объектах Брянского ПМЭС филиала ОАО «МРСК Центра»;
- выполнение работ по капитальному ремонту силовых масляных трансформаторов напряжением 110-500 кВ на Каширской ГРЭС филиала ОАО «Интер РАО»;
- выполнение работ по капитальному ремонту силового масляного автотрансформатора напряжением 220 кВ типа АТДЦТН-125000/220 для ФГУП "Государственный научный центр РФ - Институт физики высоких энергий".
Группой сотрудников под управлением Степанцева А.Б. велась глобальная работа по разработке «Стандарта электрозащитных средств электросетевого комплекса ПАО «Россети».
Для выхода Общества на рынок предоставления услуг по крупногабаритным и негабаритным перевозкам по инвестиционной программе закуплен новый тягач для перевозки крупногабаритного оборудования, что значительно повлияло на объём работ по перевозкам, выполняемым собственными силами без привлечения субподрядных организаций.
В этот период также была отлажена сборка сухих трансформаторов мощностью до 1250 кВА и напряжением до 20 кВ по заказу фирмы ООО «ИНВАР-ЭЛТРАНС» дилера фирмы BEZ Чехия.
Немаловажным фактором в развитии завода стало обновление транспортного парка: для выездных бригад службы релейной защиты и автоматики закуплены легковые отечественные автомобили, позволяющие бригадам в кратчайшие сроки прибывать на аварийно-восстановительные работы. Современный кран-манипулятор на базе полноприводного КАМАЗа позволяет доставлять технологическое оборудование на объекты заказчика, тем самым снижая внутренние затраты. Для отдела технического контроля приобретена передвижная современная электротехническая лаборатория.
По результатам 2017 года следует отметить следующие моменты:
- обеспечена поставка зарядных станций производства АО «Шнейдер Электрик» для инновационного центра Сколково;
- заключен доходный договор на поставку блочных комплексных трансформаторных подстанций в филиал ПАО «МОЭСК» - МКС;
- заключен договор на ремонт трансформатора TOTRc-40000/115 для нужд ПАО МРСК «Северо-Запада».
Завод сохраняет свои позиции по новым инжиниринговым направлениям в части выполнения хроматографического анализа растворённых газов в трансформаторном масле силовых масляных трансформаторов и технического освидетельствования силовых трансформаторов для всех филиалов ПАО «МОЭСК», в том числе проведение хроматографического анализа растворённых газов в трансформаторном масле силовых масляных трансформаторов на фурановые производные.
В настоящее время основная сфера деятельности завода - ремонт высоковольтного электротехнического оборудования: силовых трансформаторов напряжением от 6 до 500 кВ, масляных дугогасящих реакторов, электродвигателей, масляных выключателей напряжением 110 кВ, элегазовых выключателей напряжением 110 кВ, ремонт и обслуживание устройств релейной защиты и автоматики.
Имея автомобильные прицепы - тяжеловозы, грузоподъемное оборудование, такелажные бригады, а также железнодорожные подъездные пути, завод осуществляет погрузку и транспортировку тяжеловесного негабаритного оборудования, доставку его на ремонтную площадку, а после выполнения ремонта - к месту монтажа. При этом выполняется весь комплекс работ по монтажу, наладке, испытанию оборудования.
На заводе продолжает развиваться принципиально новый вид деятельности – ремонт и обслуживание элегазового оборудования на подстанциях ПАО «Россети Московский регион».
Основные цеха и управление завода располагаются в г. Москве на земельном участке площадью 3,7 га. В производственных зданиях общей площадью 21800 м² размещены:
- цех по ремонту силового электрооборудования на объектах заказчика;
- цех по ремонту силового электрооборудования на площадке завода;
электромеханический цех (производство электрозащитных средств);
- цех автотранспорта и средств механизации;
- отдел технического контроля;
- служба по ремонту и обслуживанию средств релейной защиты и автоматики;
- служба по ремонту и эксплуатации элегазового оборудования;
- обеспечивающие подразделения.
В городе Руза Московской области в здании общей площадью 1190 м² располагается цех по ремонту трансформаторов и электродвигателей распределительных сетей.
В 2018 году осуществлена поставка блочных комплексных трансформаторных подстанций в филиал ПАО «Россети Московский регион» - МКС и завершены работы по ремонту трансформатора TOTRc-40000/115 для нужд ПАО МРСК «Северо-Запада». Осуществлена доставка трансформатора на место и произведен монтаж оборудования.
На сегодняшний день на предприятии трудятся более 270 высококвалифицированных специалистов, чья работа гарантирует своевременный ремонт и поддержание в работоспособном состоянии оборудование электрических подстанций.